Где взять большие деньги для Татарстана?
9 января 2004 года
По мнению г-на Минниханова, итоги года для Татарстана можно считать успешными. Объем промпроизводства, по предварительным данным, вырос на 4,6%, долги по зарплате минимизированы, а “судя по налоговым отчислениям, все основные налоговые показатели выполнены. Даже по налогу на прибыль, который очень беспокоил”.
Тем не менее глава Кабмина выразил озабоченность тем, как республика собирается компенсировать потерю около $300 млн, поступающих в бюджет РТ по ФЦП.
Как известно, эта целевая программа завершится в 2006 году, и Рустам Минниханов признал, что тогда однозначно придется отказаться от некоторых расходов. Чтобы это не сказалось особо болезненно, правительство уже в 2004 году намерено особо заняться привлечением “больших и длинных денег” и поспособствовать созданию новых источников дохода.
При этом Премьер заявил, что идея пополнить казну за счет кредитов ему категорически не нравится: доходы республики должны вырасти за счет появления сторонних инвестиций, и задача властей в том, чтобы создать для этого привлекательные условия. “Закрытым регионом, в котором чиновники могут принять решение взять и все отобрать, мы быть не собираемся”, подчеркнул г-н Минниханов. Кроме того, он считает, что поскольку время легких и быстрых денег прошло, “будущее - за системным бизнесом” и развитием крупной промышленности. По подсчетам г-на Минниханова, для восполнения потерь, которыми обернется завершение ФЦП, республике необходимо увеличить выпуск готовой продукции примерно на $2 млрд. “Если топливный рынок России перегрет, сырьевой остается дефицитным. Поэтому мы сюда и идем”, пояснил Премьер особый интерес к нефтехимии.
Сегодня львиную долю доходов казны дают нефтяники. Но из 29 млн т. нефти, добываемых ежегодно в республике, в самом Татарстане перерабатывается не более 6-7 млн, все остальное уходит за ее пределы. Значит, уходит и дополнительная прибыль с продуктов нефтепереработки. С развитием нефтехимических производств, предусматривающих выпуск продукции для малого бизнеса, должны появиться новые рабочие места и дополнительные доходы. “Точкой роста” суждено стать Нижнекамску и Нижнекамскому району. “Объем выпуска готовой продукции здесь надо увеличить вдвое”, считает г-н Минниханов.
Естественно, в общении с журналистами были затронуты и темы, касающиеся граждан самым непосредственным образом.
В части реформы ЖКХ Премьер отнес к числу наиболее серьезных проектов, реализованных в минувшем году, внедрение персонифицированных счетов. Что же касается упреков в адрес правительства республики, насчет того, что реформа оборачивается ростом тарифов, то, напомнил Минниханов, местные “стандарты формируются исходя из российских цен на газ, электричество и теплоэнергию. “При этом мы следим за тем, чтобы тарифы не слишком ползли вверх. А стоимость тепловой энергии у нас даже ниже, чем в некоторых соседних регионах”.
В оптимистичном ключе Премьер постарался раскрыть и суть понятия «оптимизация бюджетной сети». “Некоторые думают, что это означает - взять и все позакрывать. На самом деле наша задача не уменьшить финансирование, а сделать эту отрасль эффективной”, пояснил он. Тут г-н Минниханов привел свой излюбленный пример с сельскими школами, в которых на одного-двух учеников приходятся настоящие хоромы. “Мы считаем, что начальные школы в сельской местности должны быть. Чтобы не гонять детей за тридевять земель. А вот систему среднего образования на селе предстоит серьезно пересмотреть. Гораздо логичнее использовать автобусы и возить детей туда, где они смогли бы получать качественное образование”. Не нравится главе правительства и раздутые штаты бюджетников, как и количество больниц, многие из которых в полном объеме не работают.
Кроме ликвидации “раздутости”, власти намерены примерно половину услуг в бюджетных учреждениях перевести на платную основу. “Само собой - должны быть и бесплатные услуги. Поборами заниматься не будем”, - заверил Премьер. По его мнению, надо, чтобы объем платных услуг удвоился (сегодня это около 3 млрд рублей по всем бюджетным учреждениям). А они бы “сами зарабатывали деньги, которые потом можно было тратить на их текущее содержание и зарплату”. Правительство же утвердит перечень платных услуг, которые “должны быть понятными - каждый товар имеет свою цену”. Судя по всему, логика и в том, что поскольку чиновники и работники бюджетной сферы, все равно берут взятки, надо попытаться вывести эти финансовые потоки из тени. Правда, есть опасность того, что оплата услуг может стать двойной...
“Я всегда опасаюсь, но ничего не боюсь”, - философски заметил г-н Минниханов на вопрос, а не опасаются ли власти того, что затея обернется, в лучшем случае, перегибами.
Анастасия ГЕРАСИМОВА, “ВиД”